Западно - сибирская железная дорога, одна из крупнейших
в России, является составной частью Великого Сибирского пути от Европы
до берегов Тихого Океана.
Она обеспечивает:
· Переработку транзитных грузовых и пассажирских потоков с Востока на
Запад, Юг и обратно.
· Пропуск подготовку и подачу подвижного состава на металлургический комплекс
Кузбасса, предприятия химической промышленности, стройиндустрии, тепловые
станции и предприятия других отраслей.
· Осуществляются пассажирские перевозки в прямом, местном и пригородных
сообщениях на территории пяти субъектов Российской Федерации: Омской,
Томской Новосибирской областей и Алтайского края.
Общий
объем отправления грузов на Западно - Сибирской дороге составляет 1/6часть
общесетевой погрузки, в том числе:
43% каменного угля,
47% кокса,
12% черных металлов,
8% нефтяных грузов,
6% цемента,
Грузооборот дороги равен 12% сетевого грузооборота при эксплутатационной
длине 6.1 тыс. км или 7% от общей длины сети.
Кемеровская
Кемеровская железная дорога (КЖД) образована в 1979 году. Территориально
она находится в Западно-Сибирском регионе России и проходит через Кемеровскую
и Томскую области. Меридиональная линия дороги от Белого
Яра Томской области до Таштагола Кемеровской области проходит примерно
в пределах 85% - 90% восточной долготы.Широтное направление дороги от
Тогучина до Междуреченска Кемеровской области проходит в пределах 51%
- 56% северной широты. Особенности деятельности КЖД определяются ее географическим
и экономическим положением в системе железных дорог России (всего в России
19 государственных железных дорог). Дорога обслуживает крупнейшие угольные
разрезы, рудники, шахты, металлургические предприятия, мощные тепловые
электростанции, предприятия химической и машиностроительной промышленности
Кузнецкого бассейна, где сосредоточено более 50 % сырьевых и энергетических
ресурсов России. Наиболее крупными предприятиями Кузбасса являются Кузбассразрезуголь,
Западно-Сибирский металлургический комбинат, Кузнецкий металлургический
комбинат, алюминиевый завод, Кемеровское акционерное общество "Азот",
Беловская
тепловая электростанция и ряд других. Основными грузами перевозимыми по
железной дороге являются:
уголь (73%), железная руда и металл (12%), строительные грузы (8%) и др.
Ежегодный объем погрузки составляет более 200 млн. т. Среднесуточная погрузка
превышает 6000 вагонов, из которых 12,5% - грузы на экспорт. Средний вес
поезда - свыше 3,3 тыс.т. Для качественного улучшения технологического
процесса работы на 59 станциях внедрены автоматизированные рабочие места.
КЖД занимает важное географическое и экономическое положение и является
одной из главных транзитных магистралей в системе железных дорог России.
Более 13% сетевого объема железнодорожной погрузки России приходится на
Кемеровскую магистраль. В состав Кемеровской дороги входит участок главной
транссибирской магистрали Болотная - Тайга - Мариинск с большим транзитным
потоком грузов Европа - Дальний Восток. Эксплуатационная длина дороги
- около 2000 км. Электротягой осуществляется 98% перевозочной работы.
(Участок Белово - Новокузнецк первым в Сибири был электрифицирован в 1937
году). Управление дороги находится в г. Кемерово. Структурно дорога состоит
из трех отделений: Тайгинское, Беловское, Новокузнецкое. Наиболее крупные
узлы:
Тайга, Кемерово, Ленинск-Кузнецкий, Белове, Новокузнецк. В составе дороги
более 100 предприятий, свыше 170 линейных станций и разъездов/на 110 из
них производится грузовая работа. Численность работников, занятых на перевозках
- 38 тыс. человек. Локомотивное хозяйство объединяет 6 основных депо.
Современные электровозы (серии ВЛ 10) единичной мощностью более 5000 кВт
оборудованы схемами, которые обеспечивают возврат электроэнергии в контактную
сеть при рекуперативном торможении.
70% протяженности дороги оборудовано диспетчерской централизацией и автоблокировкой,
свыше 4000 стрелок включены в электрическую централизацию, участки дороги
оснащены устройствами для обнаружения перегретых букс в движущихся поездах.
70% электрифицированных участков дороги оборудованы устройствами телеуправления,
99,1% главных путей уложены рельсами тяжелого типа (Р65, Р75). Кемеровская
железная дорога обеспечивает пассажирские перевозки: в течение года в
пассажирских и пригородных поездах перевозится свыше 45 млн. человек.
На дороге формируется 18 поездов дальнего следования, 7 - местного сообщения.
Около 110, 000 пассажиров отправляется ежесуточно с вокзалов и станций
дороги. 93% - отправление пассажиров в пригородных поездах. Основную нагрузку
выполняет Новокузнецкий узел - 57% перевозок. Дорога имеет свой информационно-вычислительный
центр. С помощью ЭВМ решается свыше 500 задач планирования, формирования,
управления, обработки статистических данных, финансовых расчетов и др.
Производительность дорожного вычислительного центра - 12 мипс. Кроме производственных
объектов в хозяйстве дороги имеются жилой фонд (около 1,4 млн. кв. м.),
учебные и медицинские учреждения. В лечебных и санитарных учреждениях
дороги применяются современные приемы диагностики, обследования и лечения
больных. Мощность поликлиник - 4100 посещений в сутки. Больничных коек-
1815. Квалифицированный медицинский персонал (619 врачей и 1629 человек
среднего медперсонала) постоянно следит за поддержанием здоровья железнодорожников.